03 мая

Магия творчества: как создать свой комикс с нуля

Многие из нас хотя бы раз за свою жизнь задавались вопросом: как сделать свой комикс? Когда в детстве, посмотрев очередную серию любимого мультфильма о Черепашках-Ниндзя или Человеке-Пауке садились сочинять собственные истории с любимыми персонажами. Но как научиться рисовать комиксы профессионально? Что для этого нужно и как подготовиться к процессу? А если хочется не рисовать, а сочинять истории и писать сценарии? Как стать сценаристом и откуда брать вдохновение?

На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответ в сегодняшнем материале. Мы расскажем вам о том, как написать сценарий и как научиться рисовать комиксы с нуля. И, что немаловажно, приоткроем завесу тайны над тем, как написать питч для своего комикса и отправить его в издательство BUBBLE! Ну что, готовы? Тогда скорее листайте вниз и узнавайте много нового из прекрасного и неизведанного мира создания ваших любимых комиксов!

Как же создать собственный комикс?

Хоть комиксы для России явление относительно новое, оно уже успело прочно закрепиться в нашей культуре и сформироваться в целую индустрию. Каждый год на сцену индустрии комиксов выходят новые авторы, — сценаристы, художники, колористы — а также новые серии, созданные поистине талантливыми людьми. Сделать комикс своими руками может как начинающий, так и профессиональный комиксист, но стоит учитывать, что работать над комиксом не всегда бывает легко, это сложная командная работа.

Но при этом стоит помнить, что комиксистами не рождаются — комиксистами становятся. Когда индустрия только формировалась не существовало специальных курсов о том, как делать комиксы, да и в ВУЗах такой специальности не было. Однако это не помешало первопроходцам русского комикса научиться этому ремеслу самостоятельно. Вам же повезло значительно больше, ведь у вас есть наш материал! Так как сделать комикс? Давайте посмотрим на основные моменты и этапы работы, через которые проходят авторы прежде чем комикс обретает свой завершённый вид.

С чего начать делать свой комикс: как придумать сюжет

Первый черновик сценария к сюжету «Загадка Сфинкса» серии «Майор Гром», написанный Виталием Терлецким.
Фото: дополнительные материалы тома «Майор Гром: Загадка Сфинкса».

Итак, для начинающих — вам понадобится идея для комикса. Черпать вдохновение можно абсолютно везде, где вам угодно — комикс это один из многих форматов истории, как литература, кино или компьютерные игры, и не ограничен группой определённых жанров. Идею, затем, стоит закрепить в виде синопсиса или логлайна — аннотации небольшого размера, описывающей основной замысел истории. Как видите, придумать комикс не так уж и сложно.

Не забудьте о персонажах! Возможность создавать интересных и харизматичных героев самых разных типажей — неотъемлемый навык хорошего сценариста. В целом, придумывая персонажа следует отталкиваться от двух вещей: его роли в истории и отличиях от остальных героев. Ведь если большая часть героев будет напоминать друг друга, а их действия не будут продвигать сюжет — навряд ли вам удастся заинтересовать читателя.

Сформировав образы героев и основную задумку будущего комикса можно приступать к написанию сценария. В качестве примера вы можете обратиться к дополнительным материалам тома «Майор Гром: Загадка Сфинкса», где содержится сценарная заявка от автора комиксов Виталия Терлецкого. В целом, сценарий представляет собой литературный текст без излишеств: описание происходящего, антуража, действий героев и диалоги. При этом нужно помнить, что комикс — это командная работа, и когда вы пишите сценарий следует учитывать и пожелания художника.

Подготовка к рисованию комикса

Процесс создания страницы комикса от раскадровки и черновых набросков, до лайна и готовой окрашенной страницы.
Иллюстрация: страница из 33 выпуска серии «Майор Гром».
Художник: Анастасия Ким

Обсуждение сценария вместе с художником — жизненно необходимый процесс, это не только помогает последнему лучше понять что ему предстоит изобразить, но и не даст процессу превратиться в монотонную рутину. Сценарист, несомненно, может давать дотошные указания художнику как нарисовать комикс, однако лучше оставлять своему коллеге простор для творчества. Перед тем, как сценарий превратится в комикс создаётся раскадровка. Это быстрые зарисовки, предназначенные для перевода истории из текстового формата в визуальный. С помощью раскадровки определяется расположение кадров на странице, формируется общая композиция будущего комикса.

Для начинающих: комиксы можно нарисовать как карандашом и тушью, то есть традиционными материалами, так и с помощью цифровых гаджетов — графических редакторов и специальных приложений для художников. В профессиональной среде эти походы называют «традишка» и «цифра». Создательница «Тагара» Марина Привалова, например, предпочитает рисовать на бумаге. Также довольно часто «традишка» и «цифра» комбинируются: традиционными материалами делаются зарисовки, а дальнейшая обработка до готового рисунка происходит уже в цифре.

Имея на руках сценарий и раскадровку, а также заранее определённые сценаристом и художником образы персонажей и дизайн локаций, начинается процесс рисования страниц комикса. Как известно, каждый автор рисует комиксы в своём стиле, но нужно учитывать, что стиль рисунка должен соответствовать настроению и тону истории. Например, в динамичном комиксе-боевике следует сосредоточить внимание на передаче движений героев, их чёткости и понятности для читателя — излишняя детализация и перегруженность рисунка могут сильно навредить читаемости.

Состав творческой команды и этапы создания комикса

Команда комикса «Реки. Страха нет». Слева направо: Мария «Grëmo» Васильева (колористка), Наталья «Kay» Заидова (художница комикса), Алексей Замский (сценарист) и Анастасия «Phobs» Ким (художница обложек).
Фото: хэллоуинская автограф-сессия к выходу печатного тома комикса «Реки. Страха нет».

Работа над созданием собственного комикса — процесс долгий и трудоёмкий, следует быть к этому готовым. Как и всё прекрасное и действительно восхищающее своим качеством, это дело занимает немало времени и требует немалых сил. Несомненно, вы можете управиться в одиночку, как делают, например, многие японские мангаки, но следует учитывать: комикс — это не только сценарий и лайн, это ещё и цвет. Поэтому творческая команда комикса, как правило, состоит из трёх человек: сценариста, художника и колориста.

  • Сценарист отвечает за историю будущего комикса, он придумывает сюжет, персонажей и определяет, что должно происходить на страницах комикса. Чаще всего он делает это в одиночку, но если комикс входит в общую вселенную, события которой разворачиваются сразу в нескольких сериях, то к нему может прикрепляться консультант — человек, следящий за целостностью сюжета будущего сценария, чтобы он не противоречил событиям других серий. Сценарист может писать сценарий собственноручно с нуля или на основе синопсиса, который ему даст редактор. Как только сценарист придумал историю для комикса, дело переходит к следующему участнику команды.

  • Художник создаёт визуальную часть, его работа — непосредственное рисование комиксов. Это может быть как лайн, то есть с английского «линия» — чёрно-белый рисунок без цвета, либо лайн с окрашиванием. Чаще всего создание рисунка и его покраска разделяются между несколькими людьми для ускорения процесса. В таком случае художник рисует иллюстрацию, а её покраской занимается колорист. Как правило есть два варианта совместной работы сценариста и художника: либо сценарист описывает происходящее лишь в общих чертах, давая художнику свободу в изображении описываемого, либо он даёт художнику чёткие указания, описывая всё до малейших деталей и сопровождая визуальными референсами.

  • Колорист — это человек, который отвечает за покраску лайна художника. Он добавляет атмосферы чёрно-белому рисунку, задаёт настроение яркими красками или, наоборот, тусклыми и тёмными. Колорист должен умело сочетать цвета персонажей, подбирать правильные оттенки для их кожи, одежды, цвета глаз, волос; грамотно работать с тенями, знать, куда падает свет, если в кадре по сюжету присутствует освещение, и многое, многое другое. То же касается и фонов: они могут окрашиваться как простой заливкой, так и градиентом, плавно переходящим от одного цвета к другому, а то и вовсе с использованием произвольных мазков или пятен и других форм наложения цвета на рисунок.

Соответственно, очерёдность работы выглядит так: сценарист пишет сценарий, по которому художником рисуются чёрно-белые страницы комикса (лайн), а те, в свою очередь, окрашиваются колористом. Имея готовые страницы на них затем размещаются баблы (облачки с репликами персонажей) и текстовые блоки. Наш комикс готов, дело остаётся за обложкой. Иногда обложку рисует тот же художник, что и сам комикс, но всё же чаще всего этим занимается отдельный человек.

Советы экспертов BUBBLE для начинающих

Главный редактор издательства BUBBLE Роман Котков считает, что при создании комикса стоит начать с разработки героев:

«

Первое, что можно посоветовать начинающим авторам, — начинайте с героев. Если ваши персонажи будут живыми, будут чувствовать и испытывать эмоции — то же будет делать и аудитория. Любой самый сложный и продуманный сюжет, любая новая перспективная вселенная не сможет существовать без настоящих персонажей. А дальше вам уже придётся попотеть — придумать героев, которые не похожи на вас, ведут себя иначе, и попробовать жить за них, говорить за них в самых разных ситуациях. И это сделает вас и историю по-настоящему родными.

»

Роман Котков, главный редактор издательства BUBBLE Comics

Евгений Еронин, сценарист серии «Майор Игорь Гром», советует прежде всего дописать черновик сценария или же синопсиса и уже только после этого делать необходимые правки:

«

Чтобы не сойти с ума, постоянно переписывая, пока не будете довольны результатом, обязательно ставьте себе промежуточные цели. Что бы вы ни делали – от синопсиса до готового сценария с диалогами – сначала допишите до конца, а потом уже вносите правки, вырезайте и добавляйте. Просто закончив что-то, даже сырой драфт, вы почувствуете себя как Рокки, добежавший до вершины лестницы. А потом уже садитесь кромсать и улучшать свой драфт: может показаться, что вашему Рокки надели рюкзак с кирпичами, но и ноги у него уже будут накачанные.

»

Евгений Еронин, сценарист серии «Майор Игорь Гром»

Художница многих серий комиксов BUBBLE и сценаристка «Чумного Доктора» Анастасия «Phobs» Ким полагает, что…

«

Не бойтесь ошибаться. Не переживайте, что у вас не получается нарисовать или написать идеальную вещь - идеал недостижим, а художник находится в состоянии беспрерывного обучения и поиска. Ваш стиль будет меняться, в разные периоды вам будут нравиться разные вещи, это естественно. Я бы советовала начинать с небольших объемов - например, с историй на десяток страниц. Частая ошибка комиксистов в том, что зачастую мы хотим сразу делать циклопические проекты, теряемся в процессе, и в конце концов замораживаем все на неопределенный срок. Чтобы избежать подобного, сначала попробуйте форму поменьше.

»

Анастасия Ким, художница и сценаристка серии «Чумной Доктор»

Наталья «Key» Заидова, художница кроссовера «Триптих» и серии «Чумной Доктор», делится советом, как рисовать комиксы, чтобы…

«

Несомненно, чтобы рисовать комиксы нужно учится рисовать. Но все же, если вы хотите стать именно комиксистом, а не просто рисовать красивые картинки, я бы советовала оттачивать режиссерское видение и знание композиции. Очень важно уделять внимание построению фреймов на странице, тому как взгляд читателя будет следить за действиями перетекая из кадра в кадр. Порой качественный детальный арт может стать скучным и унылым, если будет повторятся  снова и снова на одинаковых прямоугольниках, но даже простой, лаконичный стиль заиграет ярко если вы подадите его динамично, задействуя перспективу, многоплановость и пятновые акценты.

»

Наталья Заидова, художница серий «Триптих» и «Чумной Доктор»

Как выпустить свой комикс с BUBBLE ГАМ

«BUBBLE ГАМ» — необычный журнал, совмещающий совершенно непохожие друг на друга комиксы.
Иллюстрация: обложка второго выпуска «BUBBLE Гама».
Художник: Екатерина Осинцева

Итак, мы разобрались, как создать комикс, но что же по публикации готовой работы? Сейчас для начинающих авторов есть возможность издаться в рамках журнала комиксов «BUBBLE ГАМ». «BUBBLE ГАМ» — это печатный альманах, который выходит раз в два месяца и содержит в себе постеры, статьи о комиксах и авторах, досье персонажей и, что самое главное, непосредственно сами комиксы! Как от признанных ветеранов индустрии, так и тех, кто ещё только начинает свой путь. И у вас есть возможность стать одним из них — «BUBBLE ГАМ» открыт для смелых сценаристов, художников и колористов!

Вооружились смелостью и решимостью? Хорошо, но не будем торопиться — прежде чем садиться писать заветное письмо давайте разберёмся, как лучше его составить, как правильно заявить о себе и доказать, что именно ТЫ тот самый, кого так отчаянно не хватает издательству BUBBLE и миру русских комиксов.

Если вы сценарист, то вам потребуется составить питч вашего комикса. Питч — это сжатая презентация истории, в которую входят сценарий, краткое описание сюжета и, опционально, описание действующих героев. История может быть как полностью оригинальной, так и использовать в себе персонажей издательства BUBBLE — однако будьте готовы изучить всю подноготную выбранного комикса, чтобы быть способным работать с чужими героями Немаловажным плюсом будет наличие уже готовых сценарных работ, которые продемонстрируют ваш опыт работы с текстами.

Если вы художник или колорист, то вам потребуется собрать портфолио с готовыми работами. Будет очень большим плюсом, если помимо отдельно взятых артов в портфолио будут и полноценные страницы комиксов с динамичной раскадровкой. Для начинающих: это покажет, как хорошо вы умеете рисовать именно комиксы, насколько вам знаком и привычен этот формат рисунка. В письме стоит указать, по какому направлению вы хотите работать: художником или колористом. Для художников, если вы заинтересуете редакцию, будет предложено тестовое задание: лайн нескольких страниц комикса. Стоит обратить внимание, что оценивается не только качество рисунка, но и скорость его создания — издательство работает с очень сжатыми сроками и на лайн одной страницы даётся ровно один рабочий день.

В случае, если вам откажут не нужно сдаваться и воспринимать это как поражение. Это скорее указание на то, что вам может не хватать необходимого опыта и навыков. Поэтому самым лучшим решением будет сделать работу над ошибками и набить руку в других проектах, а затем попытать счастья вновь.

Мы будем ждать заявок от самых смелых сценаристов, художников и колористов для историй в «BUBBLE ГАМ». Пишите нам на электронную почту mail@bubble.ru (помечайте «ГАМ» в теме письма, чтобы не потеряться) — давайте расширять мир русских комиксов вместе!

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент